суббота, 17 ноября 2018 г.

Неотправленное письмо

Если я о чём-то в этой жизни и жалею (и не надо кидать в меня помидоры. Они, сейчас, и так слишком дорогие)), так это о том, что не успела написать Астрид Линдгрен, как я её люблю и как она мне помогла в разные тяжёлые моменты моей жизни. Помогла и до сих пор помогает.


Известие о её смерти настигло меня зимой 2002. Страшной зимой 2002г. У меня тогда очень тяжёлый период был в жизни. Прям вот жить или не жить. А если жить, то КАК???
Мы в это время со старшим сыном "Братья Львиное сердце" читали. И меня это спасало. Одна только мысль, что вечер прийдёт, я уложу младшего, закутаюсь в плед и мы со старшим снова отправимся в Нангиялу, сражаться с Катлой и освобождать Вишневую долину, давала мне надежду, что и в мою долину ещё прийдёт весна.
И так я была ей, Астрид, благодарна за эти моменты счастья. Так хотелось ей об этом рассказать. И не успела. И вот это вот неотправленное письмо до сих пор вызывает во мне щемящую грусть.
А почему я вдруг сейчас об этом вспомнила? Потому, что вчера ночью перечитывала "Подстрочник" Лилианны Лунгиной. А она - мой самый любимый переводчик произведений Линдгрен. Ей удалось то, что я больше всего люблю в хороших переводах. Перевести героя из одной языковой среды в другую не потеряв  и не исказив его. Как если бы сама Линдгрен владела бы русским.



А вот на иврите я равнозначного перевода не нашла. А может быть, это я не могу прочуствовать другой язык так же полноценно, как русский. Читаю сейчас дочке , уже по третьему кругу, Эмиля и Мадикен, Пиппи и Бюллербю.Радуюсь, что нас ещё ждут Ронья и Мио, Сухарик и Расмус. И всё равно скучаю. За той, моей Линдгрен...

"Тропинка была белая от цветов вишни, и в воздухе кружились белые лепестки, осыпая нас, застревая у нас в волосах. Мне всегда нравились узенькие зелёные тропинки, усыпанные белыми цветами вишни.
А в конце тропинки стояла усадьба Рюттаргорден с зелёной дощечкой на калитке.
– «Братья Львиное Сердце», – прочёл я вслух Юнатану. – Подумать только, и здесь мы будем жить!
– Да, подумать только, Сухарик, разве это не здорово?
Ясное дело, это было здорово. Я понимаю, почему Юнатану здесь нравилось. А что до меня, так я лучше места и представить себе не мог.
Там был старый белый дом с зелёными углами и зелёной дверью, а вокруг – небольшая зелёная лужайка, на которой рос первоцвет, камнеломка и маргаритки. Здесь же пышно цвели вишни и сирень, а сад был обнесён низенькой серой каменной стеной, увитой розовыми цветами. Через неё можно было запросто перепрыгнуть. И всё же, как войдёшь за калитку, кажется, что стена эта ограждает тебя от всех опасностей, что здесь ты – дома."

Спасибо тебе Астрид Линдгрен. Я люблю тебя. Когда-нибудь, когда мы встретимся "по ту сторону звёзд", я скажу тебе об этом лично...



19 комментариев:

  1. Лена, не поверишь, я у Астрид только Карлсона читала и Пеппи. Пеппи вообще кумир моего детства.))) Спасибо, что напомнила мне о ней, у нее действительно добрые и умные детские книги, которые проникают в самое сердце.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза! КАК я вам завидую!!!! У вас ещё всё впереди!Обязательно почитайте "Мадикен" и "Дети с горластой улицы". И "Бюллербю"! А чуть позже можно уже и "Ронья-дочь разбойника", "Расмус-бродяга", "Мио, мой Мио"...
      Столько ещё прекрасного))

      Удалить
    2. Лен, а Варина открытка к вам пришла? Мы еще летом отправляли.)

      Удалить
    3. Написала тебе на почту))

      Удалить
  2. Как раз вчера или позавчера у Астрид был день рождения! Ей исполнилось 111 лет. И я читала о ней статью. И она мне откликнулась. Вдруг подумала, что мало читала произведений ее. И дочка подросла, она уже тоже много пропустила. Редко есть такие писатели, которые проникают очень навсегда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, да 14 ноября...Никогда не поздно читать Линдгрен)) Я очень многие её произведения только с мальчишками прочитала. Удовольствия получила не меньше. Читайте! Она всегда откликается))
      А ещё есть автобиографический рассказ" Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта"

      Удалить
  3. Три повести о Малыше и Карлсоне - моя самая любимая книга! И в детстве, и сейчас. Но только этим летом я открыла для себя и других персонажей Астрид Линдгрен. Это какой-то небывалый восторг, и тихая грусть оттого, что не прочла все эти чудесные книги ещё ребенком. Она невероятная писательница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, зато сейчас ты можешь подарить этот восторг сыну! Это не менее чудесно))

      Удалить
    2. О, это точно! Тем более, когда есть возможность купить красивые книги - в моем детстве их было почти не достать.

      Удалить
  4. Лена, спасибо!Я бросила все и пошла искать "Подстрочник" смотреть фильм буду обязательно, а может лучше книгу прочитаю.
    Мне невероятно интересен этот период времени, мне всегда кажется, что жила тогда)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я тоже! Этот период. Хотя, не так уж он от нас и далёк. По мне, так лучше книгу сначало. Там же можно за каждое слово зависнуть)) А фильм потом...Но, как выберешь. У неё интересная биография. У Лунгиной.

      Удалить
  5. Леночка, спасибо за открытие!
    Вот и я всегда Линдгрен мамой Карлсона и Пеппи считала... Карлсона мы с девчонками первую книгу прочитали, еще две ищи иллюстрации - чтоб наш Карлсон был!
    А Пеппи я в детстве не прочитала :( не было ее в библиотеке, попала она мне в руки классе в пятом и показалась неинтересной... Оценила только сейчас - дочкам прочитала. К Новому году еще две части заказала.
    А теперь, благодаря тебе, нас ждут еще столько чудесных книг Астрид!
    Так что она точно чувствует все то тепло, которое, благодаря ей, есть в мире. Точно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариночка, девочкам так подойдёт "Мадикен"! Там таааак уютно. И, в то же время, без прикрас. И про двух сестёр))

      Я думаю чувствует. И тепла этого всё больше и больше с каждым ребёнком, которому повезло окунуться в мир её героев....

      Удалить
    2. Леночка, спасибо за совет! Обязательно закажу!

      Удалить
  6. Стыдно признаться, но кроме Карлсона и Пеппи я ничего не читала. Спасибо за этот пост. К счастью у меня есть Аня и мы вместе будем открывать для себя новых героев

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, я сама в детстве тоже только их читала)) Только когда сын родился, я обнаружила всё это богатство!
      А сколько Ане лет?

      Удалить
  7. С творчеством Линдгрен я близко познакомилась, когда дочь росла. Помню, как скупала книги с Пеппи :)) Яркие, интересные :). Наверное в моем детстве наше знакомство было неудачным - с советского фильма. Он был ужасным :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, фильм не смотрела)) Только год назад, вместе с дочкой, посмотрели шведский, старый-старый и очень милый вариант. Хорошо, что есть дети и с ними можно довосполнить всё пропущенное)))

      Удалить
  8. Нет, это произведение Линдгрен я не читала. Надо будет найти и ознакомиться.

    ОтветитьУдалить