суббота, 15 июня 2019 г.

Вывих души...

                                     -Софочка, мне плохо...
                                     -Мойше, а кому сейчас хорошо?
                                       На следующее утро Мойше не проснулся...
                                     -Мойше, ну что же ты не сказал, что тебе хуже всех?!!
                                 
Вот представьте себе, что вы вывихнули ногу. Причины могут быть разные. Резкое неожиданное движение. Неустойчивая опора. Неправильно рассчитали силы при высоком и длительном напряжении. Как на это отреагирует окружающая среда?   Вам наверняка поспешат на помощь. Помогут добраться до дома или остановят такси. Дома вам будет можно и даже нужно соблюдать постельный режим. Вам принесут компресс и чашку чая. Вызовут врача. Вы позвоните на работу и скажете, что вывихнули ногу. И никто не будет сомневаться, что вы, действительно, не можете прийти на работу. Вам будет больно, но боль будет локализованна в одном определённом месте. Вы сможете читать, смотреть фильмы, заниматься рукоделием и общаться с друзьями, когда они прийдут вас навестить. Нога через некоторое время прийдёт в норму и вы вернётесь к обычному образу жизни. Возможно, что вам назначат физиотерапию.

А теперь представьте, что вы вывихнули душу. Причины могут быть разные. Резкое неожиданное движение. Неустойчивая опора. Неправильно рассчитали силы при высоком и длительном напряжении. Как на это отреагирует окружающая среда? Очень даже плохо отреагирует. В основном, по принципу "чего не вижу, того не существует".  Советами, типа" "Не майся дурью. У тебя же всё хорошо." Дальше идёт перечень того, что у вас хорошо. "Возьми себя в руки. Не раскисай. Вот у Маши...". И дальше идёт ужастик про Машу, у которой есть все причины раскисать. Не то, что у вас.

Не хочу обижать таксистов. Они, как раз, попадаются иногда очень чуткие.

Нет, всё не так плохо. Самые близкие, конечно, посочувствуют. Обнимут, принесут чай. Спросят, чем помочь. А вы и сами не знаете. Вам просто плохо-плохо-плохо. Аппетита нет. Читать невозможно, потому что раздражает. Посмотреть что-то тоже невозможно. По той же причине. Раздражает, практически, всё. Громкий хлопок дверью. Чей-то крик на улице. Мелькание людей перед глазами. Необходимость встать и что-то делать.
И что же делать?
Я не специалист. Советы и рецепты раздавать не буду. Расскажу, что помогло мне.
И да, очень важно. Я не про клинические случаи, когда выход один, бежать в больницу, пока не поздно. Я про то, когда знаешь, что жить будешь, но вот как, пока не понятно.
И так. Помощь первая : не скрывать. Не надо быть внутренним героем. Это может закончить последние ресурсы. Если они ещё остались. Прочитала на днях пост популярного практикующего психолога, где она очень настойчиво рекомендавала не засорять общественное пространство, даже если это близкие люди, своими страданиями. Типа это нечестно по отношению к ним и негигиенично! Идите к специалистам и не вешайтесь на друзей. Вот можно я с ней не соглашусь?!!
Заметьте, я не говорю, что надо быть перманентным меланхоликом и любую встречу с друзьями начинать с вопроса:" Ну, что у нас опять плохого?" Хотя, ослику Иа это не помешало иметь настоящих друзей, поддерживающих его в любой ситуации.
Весь последний месяц, на вопрос :"Как дела?", я честно отвечала:" Плохо!"
Что меня удивило и порадовало? Многие внимательно выслушивали, обнимали и молчали. Многие спрашивали, чем могут помочь. Никто не осуждал и не давал дурацкие советы. Это относительно первой помощи.
 Некоторые конкретно помогали, чем натолкнули меня на мысль сформулировать свои просьбы. Это помощь вторая. Я продумала, что мне жизненно важно скинуть с себя в данный момент. Например, покупки в продуктовом. Вот не могла я появляться на людях и всё тут. Покупали муж и друзья. Раскладывать многочисленную стирку по местам. Отвечать на телефонные звонки. Необходимость что-то решать.  А вот посуду мыть, наоборот, очень успокаивало. Или петрушку для песто по листику обдирать. Именно, монотонность, которую я при обычном раскладе на дух не переношу. Повторность действий и уверенность в следующем шаге. Это уже помощь третья. Ритмичность и предсказуемость. Стакан воды с лимоном и мёдом и длинная прогулка с собаками с утра. Полив растений. Завтрак. Лекарства. Душ. Занятия с дочкой. Отдых. Ещё одна прогулка с собаками. Массаж стоп или всего тела на ночь. Ну и т.д.
Как только в этой цепочке происходил сбив, на меня наступал приступ паники.
Лекарства...Я принимала и продолжаю принимать зверобой, красный клевер, калифорнийский мак. Плюс, интуитивное питание и чаи на травах. Тоже, по интуиции)) Это помощь четвёртая.
Заранее отвечаю на вопрос, почему не обратилась к специалисту. Обострение было настолько сильным, что не могла и представить себе никакие душевные раскопки. Сейчас нашла человека, с которым будем разбирать обломки и прощупывать почву. Потом напишу подробнее.
Очень сильно и неожиданно мне помогла дочь. На одной из прогулок она предложила :" Мама, давай будем играть в "Я вижу". Например: "Я вижу сиреневую колючку. Или я вижу трактор в поле". Всё. Это вся игра. Но какое у неё мощное действие! Экхарта Толле дочь не читала и про пользу "здесь и сейчас" лекции не слушала. Прям устами младенца...
Мне лучше. Полностью к себе, в себя и от себя я ещё не вернулась))
В пути...

Я вижу сиреневую колючку!


7 комментариев:

  1. Лена, понимаю и принимаю ситуацию, помню психолог мне объясняла, что иной раз помощь разговорная идет во вред: ты как чайник закипаешь, а доброжелатели подходят поднимают крышку и оттягивают момент " закипания-переваривания", так что всему свое время...
    Спокойного тебе пути к себе любимой...

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошо, что захотелось описать своё состояние, ведь наверняка кто-то скажет в душе «спасибо» - жизнь прожить - не поле перейти.
    А желающие помочь может и не делают так, как бы хотелось, но в принципе это же совсем не плохо, когда люди не равнодушны, видят тебя и замечают, что тебе плохо.
    Гораздо хуже быть окружённым людьми, которые тебя вообще не видят...
    Всего тебе доброго, Лена!

    ОтветитьУдалить
  3. Хочется просто молча посидеть рядом с тобой. Можно на берегу небольшой речки, и смотреть, как под ветерком чуть колышется трава, а рябь легкой чешуей все время бежит в одном направлении. Просто быть рядом молча. Я желаю тебе возвращения к себе. Ты очень классная. Восстанавливайся и спасибо, что поделилась.

    ОтветитьУдалить
  4. Леночка, ну до чего ж точные ты слова умеешь подобрать. Вывих души! Гениально!
    Лечи свой вывих. Береги себя! Обнимаю.

    ОтветитьУдалить
  5. Лена, вправляй душу обратно бережно и ласково. Все пройдет, ты же знаешь.

    ОтветитьУдалить
  6. Лена, ты идёшь по дороге. Пусть медленно, но каждый день ты идёшь. Останавливаешься, отдыхаешь. Но потихоньку продвигаешься вперёд. И когда-то ты придёшь в себя. Обнимаю тебя!

    Сейчас может немного бреда будет - читала как раз вчера , что нынче астрологическое время такое. Ретроградные планеты , все дела. Это время , чтобы разобраться в себе и своих завалах. Может быть очень мучительно, но это состояние тоже не будет длится долго.

    Пусть у тебя всё складывается хорошо!

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Лена. Сделала для себя пометочки. было, пусть не так критично, но жизнь длинная, пригодится.
    С собой вообще сложно.
    У дочки был очень тяжелый период, когда я испугалась за нее и даже привезла на месяц домой, чтобы была рядом.
    Слава богу, все позади, но после того случая стараюсь вслушиваться в детей, чтоб не прозевать тревожных симптомов.

    ОтветитьУдалить