суббота, 15 апреля 2023 г.

Рабочее свидание

 Дважды в год, весной и осенью, мы с коллегами со всей страны, нет, не ходим в баню. Хотя и это бы не помешало)) Мы сьезжаемся на семинар по вальдорфской педагогике для дошкольного возраста.

И это, я вам скажу, очень классно. Во-первых, встречаешься с коллегами. А это вопросы и ответы, обсуждение наболевшего или, наоборот радостного.

Во-вторых, это лекции, встречи  и практическая работа с учителями вокала, эвритмического движения, сказочниками.

В этот раз семинар был полностью посвящён ручной работе. Работа с глиной, воском, шерстью, деревом. В садиках вальдорф этому придают огромное значение. С детьми не делают безполезных поделок, которые потом пылятся на полках и совесть выбросить не позволяет. Делают валяные игрушки для садика. Вырезают из дерева гномиков или просто стругают ветки и готовят их для плетения или игры. Месят глину и землю и строят целые города для гномиков или , как мы в нашем садике, песочницу.

Ребёнок, в том возрасте, в котором мы с ним работаем, как раз встаёт на ноги и у него, вдруг, освобождаются руки. Руки эти протянуты вперёд, на познание мира. А вот чем именно будут заняты эти руки, с чем он в эти первые годы столкнётся, кому он будет подражать и чему эти руки научатся, зависит от нас. Поэтому очень важно, чтобы в ближайшем окружении ребёнка был человек, умеющий создавать мир вокруг себя руками. 

Здесь многое зависит от желания и умения воспитателей. У каждого есть что-то, что он может и любит делать с удовольствием. Причём, это даже не так важно, какое именно участие принимают дети в этом процессе. Они могут быть полноправными партнёрами, как в случае с замешиванием глины или только наблюдать, как Гай орудует перочинным ножиком.

В наше время, когда любую вещь можно заказать через экран не выходя из дома, даже просто видеть человека, который создаёт своими руками что-то, чем потом можно пользоваться, это уже огромная польза. 

Видеть овцу на пастбище, зная, что её шерсть превратится летом в одеяло для куклы или зимнюю шапку, это готовая целостная картина мира. Здесь уже и понимание длительности процесса. И взаимосвязь вещей в природе. И уважение к земле, на которой растёт трава, которую ест та же овца, на которой растёт твоя шапка!

Я очень привязана душой к именно такому пониманию мира. Поэтому и живу в таком месте и работаю с детьми. 

А в качестве практической работы выбрала на этом семинаре обработку шерсти с момента её состригания. Гай пошёл работать с землёй и каменной пудрой. 

Да, ещё один важный момент. Я за то, чтобы работать с материалом, который есть рядом. Не везти глину за тридевять земель, а искать на ближайшем учаске. Не покупать тонкорунную шерсть из Австралии, а у бедуинов в соседнем селе. Да, будет другого качества. Но так честнее, что-ли...

Покажу немного рабочих моментов и немного результатов с других курсов.


Это мы выбиваем из шерсти грязь и распушиваем её для дальнейшей работы.


Прочёсывание



Снятие шерсти с расчёсок для дальнейшего валяния. 

Получается вот такая малюсенькая "улитка", которой хватает на небольшую игрушку или цветок для волос.

Представляю, как руки болят, пока достаточно шерсти на тапки начешешь!

Но я всё равно хочу этим заняться. Надо только расчёски купить и шерсть у бедуинов попросить. Они её, всё равно, выкидывают..

Покажу Гая работу и просто немного картинок других участников.






Ещё раз подчёркиваю, что нам не важен был результат. Нужно было прочуствовать сам процесс работы.

Вам только надо себе представить озарённые улыбками лица почти двухсот воспитателей, встретившихся снова после полного погружения во встречу с выбранным материалом!

А ещё, при встрече и расставании мы поём канон! Каждый раз новый, конечно))


Ну и перед возвращением домой мы с Гаем побаловали себя выпечкой с кофе. Ведь, это почти как свидание. Только рабочее))




Цены у нас, конечно, дикие! Я прям плакать-плакать...Но вкусно так, что я туда опять пойду. Прям вот с жабой на поводке))

9 комментариев:

  1. Лена, спасибо большое . Прям в душу. В моей семье были щетки для шерсти и я это все наблюдала, а далее пряли и вязали мама , бабушка. Бабушка с папиной стороны делала пряжу, красила ее и ткала половики. Росла я в творческой семье. На мне природа отдохнула . Лена, а мне запала в душу ваша встреча с друзьями из разных мест. Мне нравится, что у моих детей интернациональная компания и они говорят на разных языках. Приглашают друг друга в гости и готовят свои национальные блюда. Еще раз спасибо за интересности .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, повезло тебе впитать с детства такую атмосферу творчества! Ты вживую видела то, о чём сейчас можно только мечтать))
      Насчёт друзей из разных мест. Чем их больше, тем многограннее твой мир. Я очень рада, что многие наши друзья живут в разных странах. Каждая встреча это праздник открытий. Кулинарных, творческих. А уж говорить на многих языках, вообще, счастье счастливое! Молодцы наши дети))

      Удалить
  2. Лена, я, как и Аля, узнала щётки для шерсти) У бабушки такие были, и ещё прялка. Помню этот процесс чесания, прядения, вязания. И носки были очень колючие и очень тёплые)
    Спасибо за подробный экскурс. будто с вами побывала на вашем прекрасном собрании. А канон каков!)
    ну и сладости с чаем.
    Да, идеология хэндмейда мне понятна, но я от нее сейчас далека. А ведь было время, вязала без устали, расписывала дерево, творила))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, точно, носки были колючие))
      Бабушка моего первого мужа и её сестра вычесывали сибирских лаек. Потом пряли шерсть и вязали носки. Теплее этих носок я не встречала.
      Я тоже,сейчас, почти не рукодельничаю...Душа у меня для этого не свободна))

      Удалить
  3. Лена, я с удовольствием прочитала твой пост. Какие вы молодцы. Такие занятия - прекрасно!
    Здорово, что вы с Гаем побаловали себя выпечкой с кофе :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, да, мы устраиваем себе, периодически, такие вот свидания вдвоем)) Иначе, забываешь, что мы не только родители и коллеги...

      Удалить
  4. Лена, как интересно было почитать и посмотреть! Очень мне нравится идея, что поделки должны быть полезные, для чего-то, а не просто так на полочку. Хотя я в детях поддерживаю любое стремление к творчеству, лишь бы творили с удовольствием.)
    Щетки для вычесывания и в нашей семье были, с собак шерсть чесали и носки с варежками вязали потом.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, да, лишь бы увлеклась творчеством, а польза точно будет. Красота это тоже польза!
      А с шерстью, как оказалось, многие знакомы благодаря бабушкам. Сейчас, к сожалению, таких бабушек очень мало осталось. Но, наше поколение тоже ручной работой увлеченно. Значит, следующие бабушки рукодельницы будем мы))

      Удалить
  5. Лена,
    У меня с blogpost-ом всякие glitches. Уже с год, если не более, я не могу со своего телефона оставлятъ комментарии под своим именем, он не дает мне делатъ комментарии даже на моем собственном блоге только как Anonymous. А добраться до своего лэптопа после рабочего дня на корпоративном лэптопе (на котором заблокирован выход на социальные сети) мне уже моралъно тяжело :-(.
    Вот наконец выбралас-.
    Читаю все твои посты с огромным удовольствием.
    Очень интересная инициатива, о которой ты пишешь. Я и не думала, что кто-то в Израиле создаст целую школу для обучения таким ремеслам!
    Мы в семье большие сторонники делать многое сами и детей вовлекать во все свои проекты. Правда, мы не изучаем старинные ремесла, но все же дети умеют готовить многие блюда самостоятельно, полностью себя облуживают, во все садовые работы я их тоже вовлекаю, во всякие строительные проекты и мелкие дела по дому их родители берут (а мы постоянно что-то строим и перестраиваем ). Я считаю, что это очень важно.

    ОтветитьУдалить