пятница, 28 декабря 2018 г.

Про деда и чудеса...

Про моего деда, не Деда Мороза. И про чудеса обычные, житейские, не сказочные.
Моего деда звали Ицхак. Вернее, он так был записан. Ицхак Зальманович. А все звали его Виктор. Все, кроме бабушки. Она звала его ласково, Ицуня. Ицхак переводится с иврита "будет смеяться". Ну, а Виктор это "победитель". Так всё и было на самом деле. Он побеждал и смеялся, мой дед.  А подчинённые звали его даже Виктор Зиновьевич. Потому, что он и начальником успел побывать. А мог и не успеть. Мог бы так и сгинуть 15-летним мальчишкой в лагере под Карагандой, куда его отправили вместе с двумя друзьями за 15-ти минутное опоздание на работу. Шла война и на работу опаздывать было нельзя. Даже если тебе всего 15 лет и до этого ты отработал ночную смену. Оба его друга умерли у него на руках. А он выжил. Это было чудо. Он был очень крепкий, мой дед. В лагере он научился курить и жить сегодняшним днём. Потому что завтра могло не быть. Но завтра наступало снова и снова. Война кончилась. Деда выпустили. Он вернулся домой, в Харьков и выучился на энергетика. А ещё он встретил мою бабушку. Ещё одно чудо. Дед увидел её на танцплощадке. И влюбился раз и навсегда. И женился на ней, несмотря на то, что был обручён с "девушкой из хорошей семьи". Его мама, моя прабабушка Лиза, рвала и метала , и молодые уехали подальше от её гнева. Тем более, что спрос на молодого специалиста по установке и эксплуатации систем энергетического обеспечения, готового уехать далеко, был высокий. И деда послали куда-то под Ангарск.
Было это в 1950г. Они поселились в двухкомнатной избушке с печкой и без проточной воды. Молодая пара и полупарализованная моя прабабушка Люба, мама бабушки. Моя бабушка была её единственной дочерью и они всегда были вместе. Там же, в 1951г., родилась моя мама. А ещё через год, неожиданно, в лютые январские морозы, на седьмом месяце беременности, родилась моя тётя, мамина сестра. Фельдшер сказала бабушке забирать её домой. Всё равно не выживет, а им, в областной больнице, не нужна эта смертная статистика. Тётя выжила на сцеженном молоке между двумя грелками. Чего это стоило моей бабушке, я даже представить не решаюсь...Это было простое чудо.
Конечно, у неё была помощь. Политзаключённые из ближайшего лагеря приходили к ним рубить дрова. Бабушка поила их и охранника чаем и угощала дедовским "Беломором". А так же переправляла на "большую землю" весточки и записки. Бабушка рассказывала, что не до этого, не после она не встречала таких умных и интеллегентных людей. Многое из их бесед было ей непонятно и она просто была горда находиться рядом.
Прабабушка тоже помогала, как могла. Помню, как бабушка, смеясь, рассказывала, как они все вместе за водой ходили. Мама моя, полуторагодовалая, бабушка с малышкой на руках и прабабушка, с трудом переставляющая ноги...Каждая с бидончиком. И бабушка не знала, кого первого ей прийдётся подхватывать, если падать начнёт))
А ещё бабушке очень помогала любовь моего деда. Наверное, больше всего. Видели бы вы, как они смотрели друг на друга...И это тоже было чудо.
А потом родилась ещё дочка. Уже в Бурятии. Потом ещё была Монголия, Казахстан, Израиль. Было много больших и маленьких чудес.
 Мне очень жаль, что только сейчас я понимаю, как мало я умела слушать и быть рядом, пока он был жив. А сейчас уже поздно...

Дед Ицик и бабушка Мая на моей свадьбе))

19 комментариев:

  1. Какой трогательный рассказ! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, мы часто забываем рассросить или просто выслушать. Или записать, что нам рассказали. Но ты все-таки немало знаешь. Уверена, что это все знают уже и твои дети. Теперь надо, чтобы инфа не растерялась по мере удаления потомков. Запиши (или ты уже записала?) не только в блог. Они, наши дедушки и бабушки, не просто так жили, они оставили след, большинство из них - такой след, которым хочется гордится.

    И ничего даже теперь не поздно. Ты молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариночка, вот я вдруг подумала, а ты ведь записываешь, да? Яну на потом...Я когда бабушку попросила начать записывать, даже тетрадку её купила, у неё уже сил на это не было...

      Удалить
  3. Лена, воспоминания они как вторая жизнь... Тех, кто ушёл.
    Очень тёплые и трогательные слова...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, да, так и есть. Просто больно, когда думаешь, сколько недодал...Но,видно, тогда по-другому не могла))

      Удалить
  4. Лен, помнишь, как в "Синей птице" - когда мы их вспоминаем, они оживают. Чудесный рассказ, спасибо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, помню...Муж делал постановку по "Синей птице". И с дочкой недавно натолкнулись, совсем в другой книге, именно на этот отрывок...

      Удалить
  5. Нравится слушать, читать семейные истории. Спасибо Лена. Это так трогательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, мне тоже! И смотреть альбомы семейные. Всё, что с семьёй связано))

      Удалить
  6. Леночка, это так волшебно, и в то же время - про жизнь! Это лучше любой сказки!

    ОтветитьУдалить
  7. Лена, спасибо!
    Да...какие мы глупые и ветренные в молодости, мы не умели слушать, мы мало задавали вопросов, а тепь спросить уже не у кого.
    Вот по этому я как умею пишу для своих детей, то что помню из маминых рассказов...наши дети тоже не умеют слушать, а мы молчим...
    Светлая память нашим близким, ушедшим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, молодец, что пишешь! Это, всё таки, наша ответственность. Донести. Дети они и есть дети. А задним умом богат не будешь. Лучше предвидеть, чем потом не доуслышать))

      Удалить
  8. Так жаль, что мудрость и желание её перенимать приходят к нам после ухода источников этой самой мудрости... Но ты молодец, что описываешь это, по крупицам собирается история страны, семьи, каждого её члена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, больше того. Оказывается, что даже моя мама, его дочь, часть вещей от меня в первый раз слышала. Дед жене и детям не рассказывал. А мне открылся, когда мы,как-то раз, провели вместе несколько часов в больнице...

      Удалить
    2. Тебе очень повезло, что он избрал тебя!

      Удалить
  9. Лена, читала и плакала, но не только от горя, но и от радости, что выжили, что смогли, что передали это своим потомкам, а ты смогла это запомнить и пронести дальше, и потом передашь это своим детям и внукам. (ничего, что на ты?).

    ОтветитьУдалить
  10. Лена, конечно, на "ты". Тем более, что тёзки)) Спасибо! Я стараюсь передать, то что сама помню и вызвать у детей интерес к истории своей семьи. Надеюсь, что получается))

    ОтветитьУдалить