Дважды в год, весной и осенью, мы с коллегами со всей страны, нет, не ходим в баню. Хотя и это бы не помешало)) Мы сьезжаемся на семинар по вальдорфской педагогике для дошкольного возраста.
И это, я вам скажу, очень классно. Во-первых, встречаешься с коллегами. А это вопросы и ответы, обсуждение наболевшего или, наоборот радостного.
Во-вторых, это лекции, встречи и практическая работа с учителями вокала, эвритмического движения, сказочниками.
В этот раз семинар был полностью посвящён ручной работе. Работа с глиной, воском, шерстью, деревом. В садиках вальдорф этому придают огромное значение. С детьми не делают безполезных поделок, которые потом пылятся на полках и совесть выбросить не позволяет. Делают валяные игрушки для садика. Вырезают из дерева гномиков или просто стругают ветки и готовят их для плетения или игры. Месят глину и землю и строят целые города для гномиков или , как мы в нашем садике, песочницу.
Ребёнок, в том возрасте, в котором мы с ним работаем, как раз встаёт на ноги и у него, вдруг, освобождаются руки. Руки эти протянуты вперёд, на познание мира. А вот чем именно будут заняты эти руки, с чем он в эти первые годы столкнётся, кому он будет подражать и чему эти руки научатся, зависит от нас. Поэтому очень важно, чтобы в ближайшем окружении ребёнка был человек, умеющий создавать мир вокруг себя руками.
Здесь многое зависит от желания и умения воспитателей. У каждого есть что-то, что он может и любит делать с удовольствием. Причём, это даже не так важно, какое именно участие принимают дети в этом процессе. Они могут быть полноправными партнёрами, как в случае с замешиванием глины или только наблюдать, как Гай орудует перочинным ножиком.
В наше время, когда любую вещь можно заказать через экран не выходя из дома, даже просто видеть человека, который создаёт своими руками что-то, чем потом можно пользоваться, это уже огромная польза.
Видеть овцу на пастбище, зная, что её шерсть превратится летом в одеяло для куклы или зимнюю шапку, это готовая целостная картина мира. Здесь уже и понимание длительности процесса. И взаимосвязь вещей в природе. И уважение к земле, на которой растёт трава, которую ест та же овца, на которой растёт твоя шапка!
Я очень привязана душой к именно такому пониманию мира. Поэтому и живу в таком месте и работаю с детьми.
А в качестве практической работы выбрала на этом семинаре обработку шерсти с момента её состригания. Гай пошёл работать с землёй и каменной пудрой.
Да, ещё один важный момент. Я за то, чтобы работать с материалом, который есть рядом. Не везти глину за тридевять земель, а искать на ближайшем учаске. Не покупать тонкорунную шерсть из Австралии, а у бедуинов в соседнем селе. Да, будет другого качества. Но так честнее, что-ли...
Покажу немного рабочих моментов и немного результатов с других курсов.
Это мы выбиваем из шерсти грязь и распушиваем её для дальнейшей работы.
Прочёсывание
Снятие шерсти с расчёсок для дальнейшего валяния.
Получается вот такая малюсенькая "улитка", которой хватает на небольшую игрушку или цветок для волос.
Представляю, как руки болят, пока достаточно шерсти на тапки начешешь!
Но я всё равно хочу этим заняться. Надо только расчёски купить и шерсть у бедуинов попросить. Они её, всё равно, выкидывают..
Покажу Гая работу и просто немного картинок других участников.
Ещё раз подчёркиваю, что нам не важен был результат. Нужно было прочуствовать сам процесс работы.
Вам только надо себе представить озарённые улыбками лица почти двухсот воспитателей, встретившихся снова после полного погружения во встречу с выбранным материалом!
А ещё, при встрече и расставании мы поём канон! Каждый раз новый, конечно))
Ну и перед возвращением домой мы с Гаем побаловали себя выпечкой с кофе. Ведь, это почти как свидание. Только рабочее))
Цены у нас, конечно, дикие! Я прям плакать-плакать...Но вкусно так, что я туда опять пойду. Прям вот с жабой на поводке))